Актуальные вопросы в пенсионном обеспечении и социальном обслуживании военных пенсионеров

3. Повышение пенсий военным пенсионерам в 2015 году?

Ответ: Согласно Федеральному закону от 01.12.2014 N 397-ФЗ "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" действие части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, предусматривающее ежегодное увеличение на 2 процента денежного довольствия учитываемого при исчислении пенсии, приостановлено до 1 января 2016 года.
         Соответственно, в связи с данным изменением законодательства, увеличений пенсий военным пенсионерам с 1 января 2015 года не производилось.
Также сообщается, что Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 384-ФЗ № О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» с 1 октября 2015 года предусмотрена индексация денежного довольствия военнослужащих на 5 процентов, в связи с чем будет произведен пересмотр пенсий всем военным пенсионерам из расчета соответствующего увеличения окладов денежного содержания военнослужащих.

2. Новый порядок исчисления военных пенсий установленных с 1 января 2012 года?

Ответ: Федеральным законом от 7 ноября 2011г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» с 1 января 2012 г. установлена новая система денежного довольствия военнослужащих, предусматривающая значительное увеличение окладов денежного содержания военнослужащих, в том числе за счёт сокращения размеров и количества дополнительных выплат.

Одновременно с реформированием системы денежного довольствия Федеральным законом от 8 ноября 2011 г. № 309-ФЗ в статью 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 (далее - Закон № 4468-1) были внесены изменения, устанавливающие новые правила учёта денежного довольствия для исчисления пенсий, согласно которым с 1 января 2012г. денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии, установлено в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013г. ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.

При этом в результате применения нового порядка исчисления пенсий снижения уровня пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и их семей допущено не было.

Напротив, с 1 января 2012 г. был произведен пересмотр пенсий, в результате которого их абсолютные размеры в денежном выражении увеличились в среднем на 50-70 процентов, что значительно выше уровня инфляции, установленного на 2012 год Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» в размере 6 процентов.

Для сохранения уровня пенсионного обеспечения с 1 января 2013г. предусмотрено ежегодное повышение данного коэффициента на 2 процента с одновременным пересмотром пенсий с первого числа каждого последующего года с целью доведения его до 100 процентов. Данный пересмотр пенсий производится независимо от пересмотра пенсий, связанного с повышением денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012г. № 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации», установлено ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2 процента сверх уровня инфляции.
Реализация данного поручения в 2013 году была обеспечена нормами Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», предусматривающего увеличение размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии уволенным военнослужащим с 1 января 2013 г. до 56,0 процента и с 1 октября 2013 г. - 58,05 процента. Это позволило увеличить размеры пенсии уволенным военнослужащим в среднем на 7,5 процента при прогнозном уровне инфляции 5,5 процента.
В 2014 году в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2013г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», предусматривающего увеличение размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии уволенным военнослужащим с 1 января 2014 г. до 60,05 процента и с 1 октября 2014 г. - 62,12 процента. Это позволило увеличить размеры пенсии уволенным военнослужащим в среднем на 7,0 процента при прогнозируемом уровне инфляции 5,0 процента.

С учетом изложенного, правовые нормы указанных федеральных законов не противоречат Конституции Российской Федерации и не умаляют права военнослужащих и пенсионеров из их числа, поскольку обеспечили повышение уровня их пенсионного обеспечения, равенство размеров пенсий при прочих равных условиях независимо от даты увольнения военнослужащих с военной службы и позволяют поддерживать материальное обеспечение пенсионеров на должном уровне.
Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 24 сентября 2012 г. №1800-0, от 24 декабря 2012 г. № 2418-0 указал, что применяемые с 1 января 2012 г. правила исчисления пенсий, предусматривающие механизм поэтапного ежегодного повышения величины денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии лицам, проходившим военную службу, и членам их семей, не нарушают их права, поскольку направлены на увеличение размеров этих пенсий.
При этом средний размер пенсии за выслугу лет с 1 октября 2014г. составил 21289 рублей, что на 81 процент превышает средний размер трудовой пенсии, который с учётом повышения страховой части пенсии в 2014 году составил 11700 рублей.
Согласно статье 199 Бюджетного кодекса Российской Федерации формирование основных характеристик федерального бюджета осуществляется исходя из прогнозируемого уровня инфляции, который указывается в федеральном законе о федеральном бюджете. Другими законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации уровень инфляции и сроки его применения не регламентированы.


1. В связи с ликвидацией работы стоматологической военной поликлиники в г. Казани, где можно произвести зубопротезирование военным пенсионерам?

Ответ: В целях реализации прав военных пенсионеров, предусмотренных п.5 стати 16 Федерального Закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы" командованием Центрального военного округа заключен договор с ГУАЗ «Республиканская стоматологическая поликлиника» (г. Казань, ул. Бутлерова 16) на оказание услуг по бесплатному зубопротезированию военным пенсионерам. Для получения указанных услуг необходимо получить справку в центре социального обеспечения военного комиссариата Республике Татарстан о праве на бесплатное зубопротезирование и обратиться в медицинское учреждение по указанному адресу.
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Яндекс цитирования