История становления пенсионного обеспечения военнослужащих

Становление военного пенсионного законодательства в России

        Пенсионное обеспечение лиц проходивших военную службу, и их семей в России в его нынешнем понимании возникло относительно недавно - во второй половине XIX в. До указанного времени социальное обеспечение отставных воинов и их семей имело преимущественно натуральную форму, затем постепенно на первое место вышла денежная. В XVIII в. имело место сочетание различных форм денежного и натурального обеспечения уволенных воинов и их семей.
       Издание первых нормативных актов о денежном (пенсионном) обеспечении отставных воинов относится к царствованию Петра I, который рассматривал государственное социальное обеспечение указанных лиц в качестве важнейшей основы стимулирования добросовестной военной службы.


"Ежели кому по долговременных трудах воинских за чем в поле служить было невозможно, то каждый будет снабжен Его Царского Величества милостью, и без надлежащего призрения никто оставлен не будет. Також чтоб все, взирая и будучи в надежде на сию Его Царского Величества милость, ревнивее к службе поступали".
                                                                                                                                                          ( Петр I)

          Первые нормативные положения о материальном обеспечении служилых людей и их семейств были помещены в Морском уставе, утвержденном 17 января 1720 г. Указом Петра I, и относились к морским чинам.


Морской устав предписывал:

«увечных, не способных ни к какой службе, пожизненно помещать в госпитали или выдавать единовременно годовой оклад жалования и паспорт; вдовам старше 40 лет или моложе, но больным, до нового замужества или пожизненно выдавать 1/8 долю годового жалованья мужа; вдовам моложе 40 лет единовременно выдавать годовой оклад жалованья мужа; сыновьям до 10-летного, а дочерям до 15-летнего возраста выдавать каждому 1/12 долю годового жалованья отца».

      
В конце XVIII в. был издан указ, согласно которому офицерам, прослужившим 25 лет и более, стали назначать пожизненные пенсии, а увечным воинам - независимо от количества лет службы. Пенсии либо пособия в денежной форме назначались также членам семей погибших (умерших) военнослужащих. Некоторым отставным воинам, особенно раненым, выдавались денежные пособия в виде единовременных выплат от 4 до 7 руб. и на лечение от 3 до 5 руб. Их размер зависел от чина, должности и тяжести ранения. Российское законодательство того времени относило пенсии к разряду служебных наград.
       В XIX в. в Российской империи был проделан значительный объем работы по созданию полноценной военно-пенсионной нормативной базы. В 1803 г. был принят первый пенсионный устав, который заложил основы правового регулирования пенсионного обеспечения служилых людей. Тем не менее практика применения данного устава показала недостаточную гарантированность достойной жизни всем "государевым людям". К концу царствования императора Александра I были начаты работы по объединению всех пенсионных положений в новый устав, но окончательное решение этого вопроса последовало уже в новое царствование.
      Император Николай I так охарактеризовал состояние военно-пенсионного дела того времени: "Правила, по коим сии вознаграждения были доселе производимы, не имели ни надлежащей определенности, ни соразмерности. Сверх сего, не было постановлено постоянных правил на призрение вдов и сирот после смерти лиц, продолжительно и беспорочно служивших" .
      Необходимость разработки нового пенсионного устава нашла выражение в Именном указе Императора Николая I от 6 декабря 1827 г.: "В награду трудов, подъемлемых на службе, установлены не только в течение ее разные почести и оклады жалованья, но и по завершении оной, за долговременное и беспорочное продолжение, определяются при отставке единовременные пособия".
      Попытка устранить эти недостатки, повысить правовые гарантии защиты пенсионных прав лиц, достойно служивших государству, была сделана в Уставе о пенсиях 1827 г. В Именном указе Императора Николая I, данном Сенату 6 декабря 1827 г. об утверждении данного Устава, отмечалось, что "каждому лицу, посвящавшему жизнь свою на пользу родине, дали надежду на то, что за Богом молитва, а за Царем служба не пропадет, и что человек служилый на старости лет без куска хлеба не останется" .
      В связи с законодательным закреплением регулярного пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, и их семей возникла необходимость создания в структуре вооруженных сил специальных органов управления, занимавшихся реализацией пенсионных прав указанных граждан.
      В созданном пенсионном отделе находились вопросы пенсионного обеспечения за счет средств казны государства. Кроме того, в связи с учреждением Царским указом от 17 апреля 1859 г. эмеритальной кассы, в структуре пенсионного отдела Главного штаба выделена эмеритальная часть. Главный ее принцип заключался в следующем: все военнослужащие состояли обязательными участниками эмеритальной кассы и вносили в нее 6 процентов денежного содержания. Право на получение пенсий из эмеритальной кассы получали участники при выполнении двух условий: наличия выслуги на государственной службе не менее 25 лет; выплаты взносов в кассу в течение не менее 5 лет. Таким образом военные пенсии отставным военным формировались за счет средств казны государства и эмеритальной кассы .
     Устав о пенсиях 1827 г. помимо материальных норм, устанавливающих круг лиц, имеющих право на государственное пенсионное обеспечение, и размеры пенсий бывших военнослужащих и их семей, содержал также нормы, подробно регламентирующие процедурные вопросы, связанные с испрошением, назначением и выдачей пенсий и единовременных пособий.

         
     Также необходимо отметить, что при принятии решения о назначении пенсии учитывались не только полнота и законность представленных документов, но и "беспорочное поведение" претендентов на получение пенсии, о чем указывалось в ходатайстве о ее назначении.
      К примеру, в июле 1825 г. вдова подполковника Глазенана обратилась к барону Дибичу с прошением о назначении ей пенсиона для содержания малолетних детей и на отвод казенной квартиры. По передаче прошения на рассмотрение Инспекторского департамента последний потребовал от командира Псковского внутреннего гарнизона сведения о вдове Глазенана. В ответ было получено донесение: "вдова Настасия Николаевна Глазенан образ жизни ведет соответственный ее званию, поведения самого отличнейшего, - большую часть жизни в трудолюбии и скромности; состояния никакого не имеет; от роду 34-х лет; при ней состоят: сыновья - Александр 7-и лет, Николай - 5-и, дочь Мария - 9 лет, Софья - 3-х и Анна - 2-х лет". По полученным сведениям был составлен всеподданнейший доклад с обозначением, что Глазенану следовало в пенсион 900 руб. ассигнациями в год. Из дальнейшей переписки видно, что дать казенную квартиру не было признано возможным, но зато была назначена пенсия с надбавкой в 200 руб., вдове и дочерям - до выхода в замужество, а сыновьям - до поступления в казенные заведения для воспитания.

     Устав о пенсиях 1827 г. просуществовал в неизменном виде до 1858 г.; затем указом императора Александра II в него были внесены изменения в оклады воинам, награжденным орденами Святого Георгия 4-й степени, Святого Владимира 4-й степени, золотым оружием. Основные положения второго устава о пенсиях оставались действительными вплоть до 1912 г.
 
     Новый Устав о пенсиях и единовременных пособиях чинам военного ведомства был утвержден Царским указом от 23 июня 1912 г. и объявлен в Приказе по военному ведомству  от 31 июля 1912 г. N 400. Данный Устав,  устранил наиболее существенные недостатки Устава 1827 г., установив "погодное увеличение размеров пенсий».

     Однако  Устав о пенсиях 1912 г. действовал совсем недолго, поскольку в связи с политическими событиями 1917 г. все законодательство Российской империи было отменено.

Современный этап развития военного пенсионного обеспечения

     Система пенсионного обеспечения военнослужащих Советских Вооруженных Сил и их семей стала складываться с изданием Декрета СНК РСФСР от 28 января 1918 г. «О создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии на добровольческих началах». Наряду с решением вопросов строительства новой армии этим декретом было закреплено право военнослужащих РККА на материальное обеспечение при утрате трудоспособности, а членов их семей в случае потери кормильца.

 

     Первым актом военно-пенсионного законодательства советской власти стал принятый СНК РСФСР Декрет от 7 августа 1918 г. "О пенсионном обеспечении солдат Рабоче-крестьянской Красной Армии и их семейств", гарантировавший назначение и выплату пенсий солдатам, лишившимся полностью или частично трудоспособности в результате повреждений, ран или болезней, полученных вследствие прохождения военной службы. В нем также гарантировалось получение пенсий для семей солдат Красной Армии, убитых, умерших от ран или пропавших без вести на войне.

     21 января 1919 г.  СНК РСФСР действие Декрета от 7 августа 1918 г. было распространено на моряков Красного Флота Советской Республики, на военнослужащих сухопутной охраны Главного управления водных сообщений, на военнослужащих пограничной охраны, на военнослужащих продовольственных отрядов, железнодорожной охраны, на бывших красногвардейцев, на членов рабочих и крестьянских боевых дружин, на командный состав Красной Армии, на все категории солдат и матросов армии и флота. Назначение пенсий указанным лицам и их семьям производили комиссии при местных отделах социального обеспечения .

     Спустя несколько лет были приняты Постановления СНК РСФСР от 8 декабря 1921 г. о социальном обеспечении инвалидов и от 9 декабря 1921г. о социальном обеспечении членов семей трудящихся и военнослужащих в случае потери кормильца. В соответствии с данными актами право на пенсию по инвалидности наряду с рабочими и служащими (в случае наступления у них инвалидности) имели все военнослужащие.

     19 марта 1926 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР было утверждено «Положение о государственном обеспечении кадрового начальствующего состава РККА и РККФ», согласно которому пенсионное обеспечение кадрового начальствующего состава было выделено из общей системы социального обеспечения населения. Данным Положением предусматривалось назеачение лицам начальствующего состава пенсий за выслугу лет и по инвалидности, выходного пособия и пособия по безработице, а их семьям пенсий по случаю потери кормильца, оказание бесплатной медицинской помощи, выдача единовременных пособий по случаю рождения ребенка и на погребение умерших членов семьи.

     В 1936 году право на материальное обеспечение в случае болезни, потери трудоспособности и старости было закреплено в Конституции СССР.
Право на государственное обеспечение военнослужащих и членов их семей было подтверждено Законом о всеобщей воинской обязанности, принятом 1 сентября 1939 года. Этим же законом были определены виды пенсий, назначаемых военнослужащим и их семьям.

      16 июля 1940 года  и 5 июня 1941 года СНК СССР,  в целях улучшения государственного обеспечения военнослужащих и их семей, приняты постановления: «О пенсиях военнослужащим рядового и младшего начальствующего состава срочной службы и их семьям» и «О пенсиях и пособиях лицам высшего, старшего и среднего  начальствующего состава, лицам младшего начальствующего состава сверхсрочной службы, специалистам рядового состава сверхсрочной службы и их семьям».   
Постановлением СНК  от 5 июня 1941 г. также предписывалось создание при областных (краевых, республиканских) военных комиссариатах особых комиссий для назначения пенсий.

      Пенсии назначались по письменным заявлениям лиц, имеющих право на получение пенсий. Письменные заявления подавались в соответствующий районный военный комиссариат по месту жительства; райвоенкомат уже сам направлял эти заявления в соответствующий орган военного управления, ведающий назначением пенсий. В подтверждение права на получение пенсий военным пенсионерам выдавались пенсионные книжки (позднее стали называться пенсионными удостоверениями).

     Данное положение просуществовало до 1942 г. В связи с начавшейся Великой Отечественной войной существенно возросло число лиц, имеющих право на пенсионное обеспечение по линии Наркомата обороны СССР (главным образом, по инвалидности и в связи с потерей кормильца). Потребовалась коренная реформа военно-пенсионных органов и организации пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, и их семей.
Данная реформа была осуществлена путем издания Постановления Государственного Комитета Обороны от 11 марта 1942 г. N ГОКО-1424с "Об оформлении и назначении пенсий семьям погибшего начальствующего состава Красной Армии" .

     В целом данная система военно-пенсионного обеспечения сохранилась до сегодняшних дней: общее руководство пенсионным обеспечением лиц, проходивших военную службу, осуществляет финансово-экономический орган военного ведомства (в разное время он именовался по-разному), а непосредственную работу по назначению и выплате пенсий указанным лицам осуществляют военные комиссариаты во взаимодействии с учреждениями Сбербанка России.

      В дальнейшем, в  послевоенные и последующие годы был принят ряд нормативно-правовых актов, которые внесли в действующее законодательство  существенные дополнения и изменения, направленные на повышение, улучшение и совершенствование пенсионного обеспечения военнослужащих.  Были установлены различные надбавки и увеличения участникам и инвалидам войны, повышение пенсий и другие  меры социальной поддержки  отдельным категориям уволенных  военнослужащих.

     В настоящее время  пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службы осуществляется в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1  "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"

     Таким образом, зарождение и развитие отечественного законодательства о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, и их семей, позволяет прийти к выводу о том, что в государственной политике России изначально отдавался приоритет государственному пенсионному обеспечению именно военнослужащих в сравнении с иными категориями государственных служащих, исходя из того, что, как заметил русский историк XIX столетия С.М. Соловьев, "служба мечом считалась честнее службы пером". В нормативном порядке данный важнейший принцип государственного строительства был впервые закреплен Петром I в "Табели о рангах", где было указано, что при равенстве чинов "воинские выше прочих", т.е. военные имели преимущество перед гражданскими чиновниками.


Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Яндекс цитирования